12.08.11
Так уж устроен мир: вслед за праздниками всегда наступают будни. И, как ни грустно, в течение этих будней, будней нового, 2011-12 года, несколько сотен покупателей окажутся лишены судами своего права собственности. В основном – по обстоятельствам, связанным с юридической «грязью» в истории купленных квартир и коммерческих помещений.. Вот ряд практических советов о том, как максимально обезопасить себя.
Конечно, притом что ежегодно в Москве квартиры приобретают многие десятки тысяч покупателей, несколько сотен «пострадавших» не выглядят таким уж критическим количеством. Однако мне почему-то кажется, что ни одному из них от этого не легче…
Ожидаемое и действительное
Итак, вы – покупатель квартиры. Скорее всего, вы обратились в агентство недвижимости или к частному риэлтору и заключили договор на поиск и проверку юридической чистоты приобретаемой квартиры.
Практика показывает, что именно последний аспект и является основным мотивом, который заставляет покупателей обращаться к риэлторам. Оставив в стороне дискуссионную тему о возможности или невозможности самостоятельного подбора варианта, остановимся на том, ради чего большинство покупателей и становятся клиентами агентств, – проверке приобретаемого объекта на пресловутую «юридическую чистоту».
Что же входит в эту проверку? Категорический минимум – это получение официальных сведений о собственнике квартиры, наличии или отсутствии обременений, арестов и запретов на совершение сделок с объектом, а также о том, кто и как давно зарегистрирован в квартире.
Как правило, помимо этого приходится проводить и другие действия. В зависимости от ситуации с конкретным объектом в комплекс могут входить: выяснение фактов нахождения собственника квартиры на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, проверка завещаний и наследственных дел, выяснение фактической прописки по новым адресам лиц, ранее проживавших в приобретаемой квартире, но выписанных. И приведенный список далеко не исчерпывающий…
Увы, многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что во многих случаях риэлторами не выполняется даже этот минимум. Чего уж говорить о проверках более сложных и, как следствие, более затратных как во временном, так и в финансовом плане…
Повторюсь, набор действий может быть совершенно различным и зависит от количества раз, которые квартира переходила из рук в руки, возраста и местонахождения собственников, наличия среди них детей и престарелых, многих других факторов. Поэтому единой схемы не существует. Но всю сложность и многообразие процесса под названием «правовая экспертиза» можно показать на банальном примере: квартира продается по доверенности. Кстати, продажа по доверенности – один из достаточно распространенных случаев, когда риэлторы выполняют далеко не весь комплекс по проверке. Итак…
Продажа по доверенности
Конечно, нельзя сказать, что продажа по доверенности осуществляется очень часто, но подобные случаи имеют определенное распространение. Владельцем может быть пожилой человек, которому физически сложно приехать на сделку, или он проживает в другом городе, или просто очень занят бизнесом. В этом случае оформляется доверенность на имя родственника или другого представителя, который имеет право от имени владельца продать данный объект недвижимости.
На первый взгляд, все нормально: доверенность удостоверена нотариусом, засвидетельствовавшим волю доверителя, и срок ее на момент сделки не истек. Вот только все это отнюдь не является гарантией действительности доверенности. Ведь тот, кто выдал доверенность, в любое время имеет полное и безоговорочное право ее отменить.
Квалифицированный риэлтор в этой ситуации добросовестно обращается к тому нотариусу, который доверенность удостоверил, дабы выяснить, не было ли отмены. А теперь – внимание: для того чтобы отменить доверенность, лицу, выдавшему ее, вовсе не обязательно возвращаться к тому же нотариусу! Сделать это возможно абсолютно у любого нотариуса, и даже не обязательно в том городе, в котором доверенность изначально была оформлена. Причем нотариус, отменивший доверенность, не обязан обеспечить немедленное уведомление об этом факте своего коллеги, эту доверенность удостоверившего… И об этой тонкости, по моему опыту, не знает почти ни один риэлтор.
Что же делать? Особенно если доверитель и правда находится в другом городе? Как минимум, попытаться убедить его приехать на сделку. Однако и это не всегда возможно. Тогда выход один: ехать в другой город и в день проведения сделки (не раньше!) получать у доверителя заявление о том, что он осведомлен о проводимой сделке и об основных ее условиях, одобряет эту сделку и подтверждает действительность ранее выданной доверенности. Причем заявление это (для надежности) опять же должно быть составлено в нотариальной форме.
Отлично знаю, что большинству риэлторов данное предложение покажется странным. «Это какие же безумные деньги надо потратить на подобную проверку? На нее, чего доброго, половину нашего вознаграждения грохнуть придется!» Да, весьма вероятно, что придется… Но ведь клиенты, заказывая риэлторскую услугу, вправе рассчитывать на то, что ее итогом не окажется судебная тяжба. А следовательно, тот риэлтор, который, обещая «все проверить по полной», ограничивается на деле двумя-тремя справками, не обеспечивающими всей полноты информации об объекте, как минимум не слишком добросовестно зарабатывает себе на кусок хлеба с маслом…
Оценка рисков
Мое глубокое убеждение: помимо проверки всех документов правовая экспертиза должна содержать не только простое перечисление выясненных сведений, но и оценку рисков. Причем оценка эта может быть основана и на риэлторском опыте.
Вот свежий пример из практики. К нам обратился клиент с просьбой проверить документацию на выбранную им квартиру в доме-новостройке и дать ответ на вопрос, каковы риски ее приобретения. В ходе проведенной экспертизы мы не выявили каких-либо обстоятельств, автоматически зажигающих «красный свет». Это не была ни финансовая пирамида, плодящая «обманутых дольщиков», ни фирма-однодневка.
Однако то тут, то там в ходе экспертизы «всплывали» мелкие тревожные нюансы…
Тут был и уже второй раз переносимый (причем на этот раз аж на три года) срок сдачи дома госкомиссии, и не вполне беспроблемная с законодательной и налоговой точек зрения, хоть и имеющая изрядное распространение, схема приобретения квартиры, и еще ряд небольших, но имеющих значение аспектов… И вот, сопоставив все эти аспекты между собой, мы пришли к выводу, что приобретение является рискованным, о чем и сообщили нашему заказчику.
Конечно, тем самым мы лишили себя возможности заработать, сопроводив эту сделку. И большинство представителей риэлторского сообщества, прочитав об этой истории, недоуменно пожмет плечами: «Ведь формально все о-кей! Чего ж вам неймется? Денег, что ли, лишних много»?
Вынужден сознаться: «лишних» денег у нас нет. Однако, на мой взгляд, деньгами измеряется отнюдь не все. И мой многолетний опыт практической работы убедительно свидетельствует, что в рамках риэлторского бизнеса главный врачебный принцип «не навреди» имеет отнюдь не меньшее значение, чем непосредственно в медицине.
Ведь клиент доверяет риэлтору не только решение задачи, имеющей высокую материальную ценность. Зачастую он доверяет свое будущее, семейное счастье и тому подобные наиважнейшие вопросы. А значит, одним из основополагающих подходов риэлтора к своей работе должно быть строгое соблюдение правила «лучше не совершить никакой сделки, чем совершить сделку рискованную». Даже если эта рискованная сделка может обеспечить риэлтору Очень Крупное Вознаграждение. Ведь, повторюсь еще раз, не все измеряется деньгами.
Проверь проверяющего!
Собственно, продолжать свое повествование о нюансах, тонкостях и «подводных камнях» экспертизы объектов и работы риэлтора по ее проведению я могу бесконечно. И, увы, я с грустью думаю, что не смог в рамках этой статьи затронуть многих важных аспектов. Например, не было сказано ни о том, что же на самом деле включает в себя распространенное ныне понятие «добросовестный приобретатель», ни о вопросах обеспечения гарантий прав несовершеннолетних, ни о многом другом…
Конечно, дать рекомендации по проверке на все случаи жизни невозможно. Да и покупатель – не юрист. Он клиент, который заказывает услугу профессионалу. А потому коснемся сугубо практической стороны взаимодействия риэлтора и его клиента.
Итак, мизансцена нам уже знакома. «Проверю все по полной», – весомо заявляет риэлтор. И клиент замирает в ожидании. Проходит день, другой, неделя… «Ну все, проверено, можно брать», – наконец сообщает риэлтор. Дальше начинается чехарда согласования времени, места и условий проведения сделки. И в этой чехарде «тонет» закономерный вопрос: «почему риэлтор не предоставил своему клиенту никаких документальных свидетельств проведенной проверки»? Например, письменного заключения о ее результатах?
Многие ли клиенты риэлторских компаний могут похвастаться тем, что им до сделки было выдано подобное заключение? Готов спорить – почти никто! Почему? Ответ очевиден: выдача клиенту подобной бумаги создает для риэлтора риски. А что, если в дальнейшем у клиента возникнут проблемы? И он, чего доброго, с пристрастием поинтересуется у обслуживавшей его компании, чего же это она такого «напроверяла»?
А потому в завершение, по традиции, несколько практических советов:
1. при заключении договора на оказание риэлторских услуг обращайте внимание на то, присутствует ли в тексте договора обязательство компании по проведению проверки объекта;
2. также необходимо получить гарантии того, что по итогам проведенной проверки квартиры компания предоставит вам письменное заключение о ее результатах. Причем сделает это не после, а до сделки;
3. еще одним нелишним нюансом должно стать выяснение готовности компании к оказанию поддержки клиенту в случае, если к нему, как к покупателю квартиры, после сделки будут предъявлены какие-либо претензии.
И, не забывая о только что завершившихся праздниках, в финале выступления позволю себе от всей души поздравить с Новым годом и Рождеством всех потребителей и коллег! Пусть наступивший год будет честнее, чище и профессиональнее предыдущего! Счастья вам, дорогие читатели, и успешного решения ваших жилищных вопросов!
Поделиться…